greenarine: (Default)
[personal profile] greenarine


Слева моя бабуля, Анастасия Ивановна.
Справа – моя бабушка Тата.
Обнимает их мама.

Мне было девять, когда Тата умерла. Она стала моей первой большой утратой. Я, наверное, немного сошла с ума, потому что ходила с этой фотографией за мамой и говорила мам, а вот если бы ты не раскрывала ладонь на груди Таты, а держала бы кулачком, как на груди у бабули, то Тата бы не умерла, да? Мама молча плакала. Маме иногда тоже казалось, что положи она руку по-другому – и Тата не ушла бы от нас так рано.

Мне всегда везло на сильных женщин. Сильных, умных, преданных.
Они – главные женщины моей жизни.

Бабуле было четырнадцать, когда брат Ваня, спрятав её в стог сена, вывез на телеге из Архангельской глубинки в город. Отучилась на медсестру, прошла войну. Правый глаз после контузии обесцветился, стал светло-голубым.
Бесконечно любящая. Когда у деда отказали почки, она до последнего выхаживала его. Дед был сильным человеком, какое-то время ещё продержался без почек. Моча выедала кожу, стекала струйками по ногам. Бабуля мыла его несколько раз в день, не давала уйти. Силой любви держала. Не удержала. После его смерти отказалась уезжать из Кировабада. Хотя родня давно звала её в Россию. Здесь похоронен мой муж, здесь похоронят и меня, говорила.
Фотография сделана в бабулиной кировабадской квартире. Кто живёт в этой квартире сейчас – я не знаю. Если честно – мне на это плевать. Мне больно другое. Она тянула до последнего, не уезжала из страшного погромного города. Вывозили её русские солдатики. Чуть ли не последней вывезли.
Бабуля похоронена в Ставропольском крае, в городе Невинномысск. И если на её могиле я смогу побывать, то на могиле деда – уже никогда.
*
Когда Тате было тридцать четыре, младшая дочь Жанна заболела тяжёлой формой скарлатины. Врачи сразу запретили Тате подходить к ней – чтобы она не заразила остальных детей. Нани Тамар заперлась с Жанной на втором этаже дома. Сказала или выйдем отсюда вдвоём, или умрём здесь вдвоём.
Тата носила им еды. Плакала под дверью.
-Уходи,- кричала ей нани.- Пока не уйдёшь, я не заберу поднос.
Жанна выкарабкалась. Тата любила её отдельной, виноватой любовью, словно просила прощения. Всю жизнь просила прощения. Жанна окончила школу экстерном, с золотой медалью. Отучилась на инженера. Вышла замуж. Семь лет не могла родить. Родила через год после смерти Таты.
На следующий день мы поехали на кладбище. Я ходила кругами, искала место, откуда Тата меня услышит. Нашла. За изголовьем, между камнем и чашей, где курился ладан.
-Тат,- зашептала я в горький дым,- у Жанны родился мальчик. Тебе больше не надо плакать, Тат.
Я верила, я чувствовала, я знала – она меня услышала.
*
Видит бог, как мне трудно об этом писать.
Но я верю в целительную силу виртуального пространства. Вот и выговариваюсь, как умею.
Простите меня за то, что расстраиваю вас.


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

greenarine: (Default)
Дневник Наринэ

August 2014

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2025 04:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios